ТИП: городской полунизкопольный автобус 10,3 м НАЧАЛО ПРОДАЖ: экспериментальная модель
В этом году Курганский автобусный завод представил на суд общественности новую, нехарактерную для выпускаемой им продукции, модель автобуса. Эта модель опытная и выполнена в единственном экземпляре, для выставки.
Курганский автобусный завод (КАвЗ), входящий в группу компаний ГАЗ, известен выпуском капотных моделей автобусов малого и среднего классов КАвЗ-3976 и его модификаций на шасси, поставляемых с нижегородского автозавода. Кроме этих моделей, завод выпускает уже известный автобус вагонной компоновки с задним расположением двигателя КАвЗ-4230 «Аврора» и его модификации. Но базовая модель «Авроры» была разработана и выпускалась некоторое время на Павловском автобусном заводе (также входящем в группу компаний ГАЗ), а город Павлов находится в непосредственной близости к Нижнему Новгороду, где располагается центральный офис ГК «ГАЗ». В общем, всю продукцию, выпускаемую Курганским заводом, можно охарактеризовать как основанную на узлах и агрегатах ГАЗа.
Однако КАвЗ-4239, о котором пойдет речь в данном материале, собран на автобусном шасси FAW китайского производства, государственного предприятия, когда-то начавшего свою деятельность с производства советских грузовиков ЗИС-150. Еще одно отличие новой модели от основной продукции КАвЗа в том, что автобус относится к городским низкопольным, а его салон рассчитан на 89 мест, 23 из которых — сидячие. Такие автобусы раньше не сходили с конвейера в Кургане. Этот автобус настолько понравился специалистам и посетителям выставки «Международный автотранспортный форум — 2007», проходившей в Москве, что был награжден призом и званием «Лучший автобус средней вместимости МАФ-2007». По внешнему виду автобуса определить его производителя было бы сложно, если бы не эмблема КАвЗа на передней маске. Дизайн очень близок к европейским автобусостроительным брендам: большое двухсекционное ветровое стекло с электронным табло над ним, клееные окна пассажирского салона, оригинальная, современного дизайна, наружная светотехника, как спереди, так и сзади.
Входить в салон удобно, потому что автобус в передней части, где располагаются две большие двустворчатые двери, низкопольный. Здесь же, в передней и средней частях салона, расположены основные накопительные площадки для пассажиров. Стоит отметить, что высота салона в низкопольной части автобуса впечатляет — 2570 мм. Специалисты КАвЗ надеются, что этот факт пассажиры оценят высоко. Большое остекление салона создает впечатление открытого пространства. Следует упомянуть, что есть еще и третья, одностворчатая дверь в корме автобуса, но проход в салон через нее затруднителен, так как необходимо преодолеть подъем в три высоких ступеньки. В совокупности с узким дверным проемом это делает проход в салон не совсем комфортным. Как стало известно из разговора с заводчанами, и им третья дверь доставляет проблемы. Так что рассматривается отказ от ее установки. Да это и понятно. В заднем свесе расположен моторный отсек. Предполагается вместо третьей двери установить два дополнительных сиденья для пассажиров.
Отделка салона не отстает от внешнего дизайна автобуса и выполнена очень органично и современно. Вполне комфортабельные серые пластиковые с матерчатыми вставками-подушками пассажирские кресла выполнены в тон кузова автобуса и выглядят очень практичными. В дополнение к поручням, находящимся по всей длине салона, предлагаются удобные подвесные ручки — они помогут удержаться стоящим пассажирам при движении автобуса.
Место водителя тоже оборудовано по последнему слову техники, с учетом требований эргономики. Удобное водительское кресло с высокой спинкой и подголовником имеет множество регулировок. Большой руль с пластиковыми вставками под дерево напоминает о китайском происхождении шасси автобуса.
В оснащении рабочего места стоит отметить применение оригинальной панели приборов. В чем ее оригинальность? Щиток приборов с контрольными лампами систем автобуса находится, как обычно, в центре, а вот все выключатели, управляющие бортовыми системами, расположены на своеобразных отростках-крыльях с двух сторон щитка приборов. Возможно, это очень рациональное решение, потому как стоит снять руку с руля, и все включатели становятся более чем доступны.
В движении автобус не вызывает нареканий, как со стороны шума в салоне, так и по управлению. Он обладает замечательной маневренностью: управляемые колеса поворачиваются на угол более 45º, что позволяет подъезжать к впереди стоящему АТС на расстояние в полметра, затем легко его объехать и быстро перестроиться из ряда в ряд в городском потоке. Этому способствует и гидроусилитель руля, который во время движения практически не замечаешь. И только после выключения двигателя, когда рулевое колесо встает «колом», сразу понимаешь, что ГУР на автобус установлен.
Что касается узлов и агрегатов китайского производства, то, помимо рулевого управления, автобус КАвЗ-4239 укомплектован коробкой передач, передним и задним мостами из Поднебесной.
Передаточное число главной передачи 6,333. Это говорит о том, что автобус не рассчитан на динамичную езду. Главная передача в сочетании с передаточными числами коробки передач скорее возводит машину в класс тяговитых автобусов для неспешной езды по городу. До крейсерской скорости она разгоняется довольно медленно. При этом создается впечатление некой плавности.
6-ступенчатая коробка передач, также производства FAW, имеет тросиковый привод управления. Передачи включаются точно, без задержек. Двигатель у автобуса немецкий, фирмы Deutz: дизельный, рядный, 6‑цилиндровый, с турбонаддувом, объемом 7,1 литра и мощностью 220 л.с.Жаль, что первое знакомство оказалось поверхностным: полных инструментальных испытаний не проводилось, а это очень важно для более объективной оценки.
Но в ответ скептикам, утверждающим, что российская автопромышленность умирает, хочется на примере КАвЗа показать работоспособность отечественных автопредприятий. Во всяком случае, инженерная мысль не стоит на месте. И пусть КАвЗ-4239 построен на шасси китайского производства, но нашими отечественными инженерами. Получилась очень неплохая машина. Современная и по дизайну, и по многим техническим параметрам.
Нашествие китайского автопрома на российский рынок ощущается все более реально. Причем многие российские автопроизводители спокойно к этому относятся. Или делают вид, что грузовики и автобусы из Китая не делают политики на российском рынке. И зря. «Прогресс» присутствия в России АТС из КНР проходит быстрее, чем предрекали аналитики. Запретами и поднятием таможенных пошлин на китайскую автопродукцию вопрос экспансии не решить. Надо создавать совместные автостроительные предприятия, что поможет регулировать российский рынок коммерческого транспорта. Да и легкового тоже.
А пока хочется пожелать курганским автобусостроителям удачи в освоении новой модели, тем более что уже сейчас рассматривается внесение в конструкцию изменений, которые помогут снизить себестоимость автобуса без снижения качества. Курганцы планируют в будущем изготовление кузова вместе с рамой, что позволит отказаться от покупки шасси в Китае.
Достоинства и недостатки
+ В меру тяговитый мотор, отменная маневренность, низкое расположение ступенек для входа у первой и второй дверей, просторный салон.
- Посредственная динамика разгона, неудобный вход через третью дверь.
Конкуренты КАвЗ-4239
АРЗ-42191, БАЗ-А412, CityЛАЗ А-183, Golden Dragon City Bus 6102UE1.
Технические характеристики КАвЗ-4239
Массо-габаритные параметры Схема компоновки: вагонная, с задним продольным расположением силового агрегата Количество мест для сидения: 23 Пассижировместимость: 88 Полная масса, кг: 16220 Габариты (длина/ширина/высота), мм: 10320/2550/3050 Снаряженная масса, кг: 10200 База, мм: 5000
Двигатель Модель: Deutz BF6M1013-22E3 Тип: 6-цилиндровый, рядный Рабочий объем, см3: 7140 Мощность, кВ/л.с.: 162/2300 Крутящий момент, Нм/мин-1.: 650/1500