MAN LION'S CITY HYBRID Тип автобуса: городской НАЧАЛО ПРОДАЖ: 2010 Год На международном конгрессе транспортных компаний UTP в Хельсинки Neoman Bus Group и отдел автобусов MAN Nutzfahrezeuge AG представили свою новую концепцию автобусов. Запуск впервые представленного гибридного MAN Lion’s City в серийное производство намечен на 2010 год.
Новый автобус создан на основе серийной гибридной технологии. Рядный 6-цилиндровый двигатель MAN DO836 LOH (MAN Pure Diesel), соответствующий нормам EEV по ограничению отработавших газов без использования специальных добавок, приводит мощный электрогенератор, который, в свою очередь, обеспечивает питание двух электрических моторов.
Через суммирующую коробку передач они вращают задние колеса. Задний мост разработан специально для низкопольных автобусов, используются широкопрофильные шины. Накопление электроэнергии происходит в расположенной на крыше «системе хранения энергии», включающей 12 модулей высокоемких конденсаторов.
Разработчики считают, что конденсаторы более эффективно, чем традиционные аккумуляторы, накапливают энергию торможения, что делает их идеальными «хранилищами электричества» для городских маршрутных автобусов. Управление всей энергетической установкой осуществляется электронным блоком.
Питание электромоторов может осуществляться как от дизель-генератора и конденсаторов, так и только от конденсаторов. От остановок и, что куда важнее из-за избытка транспорта, от автовокзалов Lion’s City отъезжает на чистой электротяге без выброса каких-либо выхлопных газов. Далее по мере разгона заводится и включается в работу «маршевый» дизель-генератор. Электроника и вспомогательные электропотребители запитаны от батарей на суперконденсаторах. И кондиционер, и усилитель руля функционируют исключительно за счет электроэнергии.
При движении электропотребители переключаются на генератор. Избыток энергии используется для зарядки конденсаторной батареи.
Для торможения в обычных условиях используются исключительно электромоторы, переходящие в генераторный режим. Производимая ими энергия (до 150 кВт) также подзаряжает батарею. Традиционная тормозная система используется только в экстренных ситуациях. Поскольку остановки городских автобусов, как правило, располагаются в пределах нескольких сотен метров, режимы разряда и подзарядки батарей (рекуперации) сменяют друг друга почти ежеминутно.
Современные конденсаторы (специалисты MAN называют их суперконденсаторами) отличаются от других средств хранения электроэнергии высокой величиной плотности рассеиваемой мощности, большей емкостью, надежностью, способностью поглощать и выдавать большую мощность, отсутствием движущихся частей и вытекающих жидкостей, а также необходимости обслуживания.
Автобус-гибрид, оснащенный суперконденсаторами, значительно легче своего собрата с аккумуляторами и практически сравнивается по весу с городскими автобусами, работающими на сжатом природном газе.
Меньшее внутреннее сопротивление обеспечивает снижение потерь энергии при ее хранении. Новая система воздушного охлаждения повышает эксплуатационный ресурс конденсаторной батареи до такового самого серийного автобуса. Даже после длительного бездействия электромоторы выдают суммарный крутящий момент, достигающий 800 Нм.
Салон автобуса практически не отличается от салонов обычных автобусов, но для размещения дополнительного оборудования моторный отсек несколько увеличен в размерах. Часть агрегатов находится на крыше. Плата за технический прогресс — сокращение числа посадочных мест на два. Возможны двух- и трехдверные модификации. Вполне вероятно, что при подготовке к серийному производству в конструкцию автобуса будут внесены некоторые изменения.
MAN Lion’s City — едва ли не первый экономически жизнеспособный проект гибридного городского автобуса. Помимо относительно невысокой цены, его отличают существенные выгоды при эксплуатации. Силовые гибридные установки соответствуют всем ныне действующим и ряду перспективных требований по охране окружающей среды.
И сам принцип их работы, и комплекс дополнительных мер, осуществленных немецкими инженерами для снижения энергозатрат, позволили сократить расход топлива на 20–25%. Разработчики сулят экономию средств и снижение трудозатрат на техническое обслуживание, повышенный ресурс агрегатов и оборудования.
Работа над автобусом-гибридом велась в рамках проекта IDEAS (Инновационные дизель-электрические гибридные системы для городских автобусов), осуществляемого при поддержке германского федерального министерства экономики компаниями MAN Nutzfahrzeuge AG и Siemens A&D и являющегося частью общенациональной исследовательской программы Mobilitat und Verkehr. Разработанные в ходе реализации проекта IDEAS автобусы проходят опытную эксплуатацию в баварском Нюрнберге, осуществляя перевозку пассажиров на городских маршрутах.