Scania OmniExpress ТИП: междугородный, двойного назначения, от 11,4 до 14,7 м Scania Irizar i4 ТИП: междугородный, двойного назначения, от 10,7 до 15 м
Не ограничиваясь существующим модельным рядом автобусов, фирма Scania ввела в обиход еще пару моделей, которые позиционируются в популярном и быстро набирающем силу сегменте, расположенном между регулярными и нерегулярными междугородными перевозками.
Все многообразие пассажирских перевозок, применяемых на Западе, не всегда адекватно может отложиться в нашем подсознании. Вот и на этот раз представленные нам на полигоне в Швеции новые автобусы Scania было не просто переложить на наш уклад.
Что же такое регулярные и нерегулярные междугородные перевозки экспресс-автобусами? На самом деле, здесь производители навели тень на плетень. Все просто как мир. Представьте себе некий самолет, который обычно летает по определенному маршруту, а летом его используют еще и на чартерных направлениях. То же самое и со «сканиевскими» автобусами. В будние дни они работают на пригородных и междугородных направлениях, а по воскресным дням их направляют на обслуживание туристов или экскурсантов.
Scania OmniExpress ориентирован в первую очередь на скандинавский рынок. Это не только стиль (финский производитель кузовов Finnish Lahden Autokori) и применяемые материалы в конструкции кузова (нержавеющая сталь), но и соответствие природно-климатическим условиям северных широт.
Автобус выпускается в двух вариантах по высоте (3,4 и 3,6 м) и с двумя типами шасси: двухосным, длиной от 11,4 м, и трехосным — длиной до 14,7 м. Соответственно, пассажировместимость двухосного варианта составляет 35‑55 человек, трехосного — 49‑65. Вариант с высотой кузова 3,4 м применяется в тех случаях, когда к перевозке багажа не предъявляется особых требований. Напротив, в исполнении с высотой кузова 3,6 метра имеется сквозное багажное отделение, которое может вмещать до 14,5 м3 различной поклажи.
Дополнительно можно заказать высокопроизводительный кондиционер, а также широкую заднию дверь, приспособленную для ввоза и вывоза инвалидных кресел. В качестве силовых агрегатов для Scania OmniExpress предлагаются 9‑ и 12‑литровые моторы мощностью от 310 до 420 л.с., соответствующие экологическим нормам Euro 4. В стандарте с двигателями агрегатируется механическая КП с электро-механическим приводом переключения передач Comfort Shift. По заказу поставляется роботизированная коробка передач Opticruise или полностью автоматическая трансмиссия ZF.
Как раз на одном из таких вариантов Scania OmniExpress (3,6 м; 49 мест; 380 л.с.; 8‑ступенчатая КП Comfort Shift) и удалось проехаться по трассе демоцентра фирмы Scania. Как явствовало из предоставленных пресс-релизов, особое внимание разработчики уделили рабочему месту водителя. Здесь нашли отражение последние наработки фирмы Scania во взаимодействии связки водитель-автобус.
Стоит согласиться, получилось весьма комфортно. Приборы с хорошо читаемыми показаниями соседствуют с органами управления, находящимися в зоне досягаемости в оптимальных местах расположения. Кресло водителя с «джойстиком» КП сделано поворачивающимся для удобства входа и выхода водителя.С места водителя открывается хороший обзор, обеспечивающий своевременную и адекватную реакцию на дорожную обстановку. Есть возможность отслеживать ситуацию в салоне автобуса.
Динамика разгона ровная и уверенная. Правда, некоторое время пришлось приноравливаться к «джойстику» 8‑ступенчатой коробки Comfort Shift, но это не имело негативного момента, скорее, сказалось отсутствие опыта управления подобным типом коробок.
Дисковые тормоза с электронным управлением снабжены системой ESP, причем в стандарте. Забегая вперед, отметим, что оба автобуса являются первыми в этом сегменте, соответствующими более строгим правилам R66‑01 в отношении прочности кузова при опрокидывании. Предполагается, что эти нормы вступят в силу в течение следующих нескольких лет. Scania Irizar i4 ориентирован на более широкий круг потребителей Западной Европы в данном сегменте. К тому же машина призвана заменить модель InterCentury, которая эксплуатируется уже длительное время.
Стиль автобуса выдержан в традиционных форме и содержании, присущих испанскому производителю кузовов фирме Irizar. Кузов представляет собой жесткий стальной каркас для обеспечения долговечности и защиты при опрокидывании. Причем многие детали кузова унифицированы с другими моделями Scania Irizar, что облегчает поставку запчастей. Высокопроизводительная система кондиционирования входит в стандартное оснащение.
Автобус можно заказать двухосным (от 10,7 м) или трехосным (до 15 м). Высота кузова сделана единой для всех модификаций — 3,4 метра. При этом есть три варианта компоновки пола для соответствия разным требованиям перевозчиков (удобство размещения пассажиров и багажа во время воскресных поездок): низкая с утопленным проходом (L), средняя с плоским полом (V) или высокая с утопленным проходом (Н) и максимальным пространством для багажа.
Пассажировместимость двухосных модификаций составляет 47‑59 мест, трехосных — 63‑71. Емкость багажных отсеков — от 4 до 6 м3. Предусмотрена опция в виде широкой задней двери, облегчающей погрузку инвалидных кресел. Для Scania Irizar i4 предлагаются 9‑ и 12-литровые моторы мощностью от 270 до 380 л.с. в исполнении Euro 4 с теми же трансмиссиями, что и для OmniExpress.
После близкого знакомства с 12,2-метровым Scania Irizar i4L 340 на 53 пассажира, оснащенным КП Opticruise, можно сказать о нем те же лестные слова, что и в адрес Scania OmniExpress. Все отличие в более комфортной роботизированной коробке, позволяющей сосредоточивать больше внимания на дорожной обстановке и комфорте пассажиров. Таковы последние новинки автобусного подразделения фирмы Scania, с которыми удалось познакомиться в демоцентре в окрестностях Содертелье (Швеция). Все они подтвердили стремление Scania непрестанно находиться в числе лидеров производства автобусов мирового уровня.