В каждом классе есть свои лидеры, есть свои аутсайдеры. Даже для Rolls-Royce можно найти «спарринг-партнера». А попробуйте найти аналог новой Audi A3. Трехдверный хэтчбек с 1,6-литровым 8-клапанным двигателем стоит «в базе» чуть больше 20 тысяч евро. А версия, побывавшая у нас на тесте, со всем дополнительным оборудованием, тянет за 25 тысяч евро (25.693, если быть совсем точным). За эту сумму можно найти автомобиль классом выше, с мощным двигателем, просторным салоном…
Когда появилось предыдущее поколение этого хэтчбека гольф-класса многие недоумевали – зачем компании из Ингольдштата гольф-класс? Однако, «трешка» не только стала популярной, но и снискала лавры едва ли не самого тюнинг-пригодного европейского автомобиля в классе. «Карманные ракеты» с четырьмя кольцами рассекали и рассекают как европейские дороги, так и российские. А уж версия S3, оснащенная полным приводом и прошедшая подготовку в отделении Quattro, вообще не имела соперников. Хоть и стоила недешево.
Дизайн новой А3 принадлежит перу Вальтера де Сильвы. Несомненно, автомобиль стал выглядеть гораздо агрессивнее, не потеряв при этом некоторой консервативности. Благодаря прищуру передних фар и радиаторной решетки в новом стиле Audi автомобиль выглядит очень спортивно. Почти купе. Ассоциаций с купе добавляет и поясная линия, поднимающаяся к задней части кузова, и короткие свесы при длинной колесной базе. Очень «мускулистая» внешность! Впрочем, если смотреть «анфас», то непременно возникают некоторое неуловимое ощущение, что немцы черпали вдохновение у Alfa Romeo 147. Ах, да, ведь де Сильва перешел в Audi из этой итальянской компании, и именно ему принадлежит дизайн и 147, и 156.
Салон лишь усиливает ощущение того, что находишься в спортивном автомобиле. Виной тому – детали интерьера, позаимствованные у Audi TT. Круглые дефлекторы, блок управления климат-контролем, «растяжки» внизу центральной консоли. Пожалуй, самое «сладкое» всалоне – это спортивные сиденья, которые устанавливаются на A3 за доплату. В прайсе их так и именуют – «спортивные сиденья с комбинированной из алькантры и кожи обивкой». Стоит в них сесть как оказывается, что они очень плотно охватывают тело, настроить их, несмотря на отсутствие электрорегулировок можно очень быстро, а в дороге они обеспечивают роскошный (другого слова просто не подобрать) уровень комфорта. В любом повороте сиденье надежно удерживает тело, но в тоже время оно не излишне жесткое, как часто бывает в спортивных автомобилях. Не понравились в салоне две вещи – небольшой бардачок (малое пространство которого, к тому же, съел CD-чейнджер) не закрывается на замок. Кроме того, управлять климат-контролем не очень удобно – для того, чтобы повысить или понизить температуру приходится покачивать ручки влево-вправо. Почему бы просто не сделать вращающиеся ручки? Ведь в TT климат-контроль, пожалуй, не так важен как в А3…
Устроившись в кресле водителя и сняв машину с «ручника» элегантным Z-образным рычагом начинаем движение. Стоп! Заглохли. Оказывается у А3 очень длинноходная педаль сцепления, к тому же схватывает сцепление в самом низу. И это при том, что педаль газа напольная, опять же как у «спортсменов». Дисгармония… Пододвигаем сиденье ближе к рулю. Поехали! В движении, прежде всего, поражает рычаг коробки передач – та четкость, короткие ходы и благородное «клац», с которым переключаются передачи, просто завораживают. Требовать резвости от 102-сильного двигателя нелепо, однако, раскручивая передачи до ограничителя можно услышать красивое и чисто урчание двигателя, представив, что ты находишься в версии с более мощным двигателем.
Audi A3 – стопроцентный «драйвер-кар». Даже 110-процентный. «Виной» тому руль. Порой создается впечатление, что автомобиль заранее чувствует, что хочет сделать водитель. Все происходит на уровне инстинктов, четко и предсказуемо. Руль «не проваливается», очень вовремя и плавно наливаясь усилием.В «быстроходных» поворотах короткий хэтчбек пытается распрямить траекторию, а под сброс газа возвращается на прежнюю траекторию. Пошалить позволяет отключаемая система стабилизации ESP – тогда, если на высокой скорости сбросить скорость, А3 устремляется в очень плавный и контролируемый занос. При этом подвеска немного жестковата, что, правда, усиливает впечатление спортивности. На неровностях кузов и пассажиров «трешки» потряхивает, но на высокой скорости автомобиль не стремится оторваться от дороги на кочке.
Сзади, благодаря большой колесной базе, вполне комфортно могут размещаться два человека. Интересно, что и багажник у А3 не самый маленький, если не самый большой среди конкурентов – 350 литров. Если сложить задние сиденья, то его объем вырастет до 1.100 литров. Что еще практичного можно найти в этом автомобиле? Пожалуй, что его двигатель может работать на 92-м бензине...
Итак, базовая цена Audi A3 с 1,6-литровым бензиновым двигателем составляет 20.317 евро. В комплекте: механическая 5-ступенчатая коробка, климат-контроль, подогреваемые сиденья, форсунки стекломывателя с подогревом, электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом, четыре подушки безопасности. Тестируемая нами версия обойдется уже в 25.693 евро. Здесь есть сигнализация, раздельный подогрев сидений, проигрыватель компакт-дисков, CD-чейнджер, спортивные сиденья, подстаканник в панели приборов, декоративные вставки из дерева, подлокотник с емкостью, парктроник, противотуманки и омыватель фар.
P.S. По поводу конкурентов. На автосалоне в Санкт-Петербурге Volkswagen показал пятое поколение Volkswagen Golf. Пятидверная версия с 2-литровым турбодизелем, механической коробкой передач, комплектацией "Sport" и дополнительным оборудованием предлагалась за 31 тысячу евро. Volkswagen дороже Audi? Вот вам и конкурент...