Казалось бы, что нового можно открыть для себя в автомобиле, карьера которого продолжается уже больше десяти лет. Он имеет за плечами не только причудливую судьбу, но и несколько успешных лет в России как своеобразное подтверждение собственной состоятельности. Сначала его разрабатывали одни, потом продавали другие, а в итоге он и вовсе перекочевал на конвейер в третью страну, спустя пару лет сменил не только название марки, но и собственное имя, после чего заново решил покорять Россию. Как ни крути, а отдает каким-то избитым сюжетом, который охотно применяют стареющие рокеры, приезжающие в Россию, где им когда-то было хорошо. Здесь они снова в строю, готовы тряхнуть стариной, а заодно и срубить немного деньжат, ради которых, собственно, и приезжают.
Вот только между этими двумя событиями есть одно существенное различие. Если рокеры с охотой эксплуатируют, пожалуй, единственное, что у них осталось, – свое имя, то упомянутый автомобиль двигается в диаметрально противоположном направлении. Некогда известный в широких кругах как Chevrolet Lanos, наш герой призван теперь сражаться с конкурентами в облике ZAZ Chance. Довольно самонадеянно. Хотя даже после всех этих ребрендингов и долгих лет жизни этот седан по-прежнему способен выдать то, за что его уважали, – весьма приличное сочетание цены и качества. Поставьте рядом с ним продукцию из Самары, и вы поймете, о чем именно идет речь. И для этого ему не нужно старое имя – все и так поймут, что именно за модель перед ними. Хотя есть тут и некоторые оговорки.
Сразу стоит заметить, что речь идет не о хэтче, который украинцы оснащают уникальными поделками собственного авторства, качество которых оставлять желать лучшего, а именно о модели с комплектующими от GM. Ведь факт их наличия, знаете ли, играет весьма существенную роль. Поверьте, работа иностранных инженеров чувствуется. Если сравнивать с хорошо известным 1,5-литровым агрегатом нашей сборки, который устанавливают на продукцию марки Lada, то тут и говорить не о чем. В Россию Chevrolet Lanos с 1,5-литровым "двигуном”, как говорят на Украине, и пятиступенчатой механической коробкой передач начали поставлять еще в 2005 году. Для сравнения, во взрослую жизнь эта модель шагнула в далеком 1997 году на автосалоне в Женеве.
Так вот, именно такой образец нестареющей классики довелось попробовать в деле, причем в абсолютно изумительных условиях замечательной русской зимы. Вы еще не забыли, что теперь он называется Chance? Будем надеяться, что его так назвали не от того, что водитель каждый раз рискует, садясь за руль. Хотя сначала такие мысли посещают постоянно. На наших дорогах вообще желающих рискнуть всегда было хоть отбавляй. Начиная с тех, кто не побоялся покупать первые китайские поделки, и заканчивая теми, кто банально игнорирует элементарные правила дорожного движения.
Для пущей уверенности можно свериться с главным барометром безопасности в мире автомобилистов – результатами испытаний агенства EuroNCAP. Тут, к сожалению, практически полная безнадега. На помощь приходит лишь тот факт, что сидим за рулем другого автомобиля. Но это, конечно, всего лишь шутка. Ведь в 1998 году о препятствие разбили именно Chevy Lanos, который получил в итоге 2,5 звезды. Хотя вряд ли новое название смогло бы спасти новичка от провала. Заметим, что свершился тот единственный крэш-тест еще во время действия старых правил. В новой же реальности старичка бы проигнорировали не только раздающие звездочки инженеры, но и весьма неприхотливые, но от того не менее дорогостоящие манекены. Позитивных мыслей добавляет разве что привычная для взгляда надпись "airbag” на рулевом колесе. Она как бы заверяет, что еще не все так плохо.
Знакомство с прекрасным у нас началось с того, что украинский гость показал весьма неплохую морозоустойчивость. Простояв на свежем воздухе, по признанию его хозяев, не меньше недели, которая, как оказалось позже, выдалась одной из самых холодных за всю зиму, Chance не только завелся, но и сделал это без особых проблем, да еще и с первого раза. Учитывая, что ночью термометр показывал -30 градусов, этот результат можно считать весьма выдающимся. Другое дело, что автомобиль промерз настолько, что изморозь, которой он покрылся, не хотела исчезать и минут через пятнадцать после того, как двигатель начал работать. Гидроусилитель, кстати, сразу после начала движения проинформировал о крайней степени своей обмороженности. Он упорно отказывался бесшумно работать и издавал довольно страшные звуки. Чуть позже, судя по всему, он все-таки отогрелся и принялся добросовестно выполнять свои функции. Другое дело, что информативности рулевому управлению это не добавило. Но тут главное скорее то, что он есть.
Весьма непривычно, но вполне обыденно для эконом-класса выглядит отсутствие любых вспомогательных систем. В этот момент можно еще разок напомнить о последних новшествах в системе испытаний EuroNCAP, где с недавних пор введена отдельная категория для учета баллов за внедрение технологий, помогающих улучшить показатели по безопасности. Так вот, о системе ESP забываем сразу, чтобы абсолютно случайно никому не проболтаться, что вы ждали ее появления в комплектации этого авто. Следом за ней теряем еще и надежду на то, что колеса не будут блокироваться при экстренном торможении, – этот болид не комплектуется ABS. Факт ее отсутствия, правда, заработал пару плюсиков в общую копилку автомобиля за счет ностальгии по старым временам. В остальном же пользы от подобного решения никакой – одни аварии и проблемы на дорогах.
Обсуждать дизайн модели Chance смысла вообще никакого – ведь перед нами Lanos, который на дороге не узнает разве что тот, кто не особо жалует мировой автопром своим вниманием или воообще с 18 лет управляет лишь тем, что как минимум в десять раз дороже любого бюджетного автомобиля. Решетка радиатора осталось той же. Поменялся лишь шильдик и название модели на крышке багажника. Лучше не будем забывать, что перед все-таки бюджетная иномарка, и будем воспринимать ее именно так. Для красного словца в разговорах об этом автомобиле вам наверняка пригодится информация о том, что в прошлом веке разрабатывать первый Lanos решился сам Джорджетто Джуджаро. Ну чем не ответ ценителям ВАЗов, которые точно никогда не забудут о том, что немецкие инженеры из компании Порше приложили руку к работе кузовом и двигателем модели ВАЗ 2108.
Вот только в случае с "восьмеркой” сразу видно, что на интерьер салона немцев не хватило. Что касается модели Сhance, то можно с уверенностью заявить – она собрана лучше. Неужели вы думаете, что таксисты могут ошибаться? Хотя каждый раз приходится одергивать себя, ведь говорим уже не о модели Lanos, а о новинке, которая дает старичку еще один шанс. Можете не верить, но во время движения она не скрипит даже несмотря на лютый мороз. Пластик довольно неплохо подогнан. Конечно, судить после недели о долгосрочном использовании вряд ли возможно, но первое впечатление было именно таким. С высоким ростом сидеть, конечно, не очень удобно, да и руль далеко не эталон эргономики, а на морозе так и вообще обжигает руки. Но чего вы хотели за такие деньги?
Зато у него есть техническая база, чтобы ходить по 300 тысяч километров, как утверждают те же таксисты, да и по обслуживанию он гораздо дешевле обойдется, нежели бестселлер последних лет – Renault Logan. Хотя француз, если честно – это все-таки несколько другая лига. Там и подвеска лучше, да и сам автомобиль вызывает гораздо больше светлых чувств. Если надо будет сделать выбор, то лучше, конечно, взять "лягушатника”.
Что же касается динамики, то 86 лошадей для этого автомобиля больше чем достаточно. Его максимальная планка – 172 км/ч. Поверьте, быстрее ехать не стоит. За счет рева двигателя в меру впечатлительные личности могут даже представлять, что управляют чем-то спортивным, если будут постоянно крутить мотор. Крутящий момент в 130 Нм при 3400 об/мин позволяет вполне неплохо маневрировать в потоке и даже ехать с большой загрузкой. С разгоном до 100 км/ч, конечно, на дрэг не поедешь – все-таки 12,5 секунд никого не удивят, но, опять же, звук компенсирует потери. Не сказать, что он суперприятный, но и визгливым его не назовешь. При этом расход никогда не падает ниже 10 литров на 100 км.
В общем, теперь Lanos запаркован в истории, чем явно похож на многих успешных спортсменов, чья карьера неизменно идет к своему концу. Вот только среди них есть те, кто решается уйти на пике славы, а есть и желающие "срубить” немного деньжат в чемпионате какой-нибудь развивающейся страны, где тщеславные боссы готовы раскошелиться ради привлечения под свои знамена пары громких имен, не полностью забытых фанатами. Так вот, пока "срубить” что-то не получается. После старта продаж числа в отчетах не поражают воображение, а ведь планы были гораздо амбициознее. Вроде расчитывали продать около 22 тысяч автомобилей марки ZAZ в 2010 году. Седан должен был стать столпом продаж, но пока график едва ли можно считать удачным – продано что-то около одной тысячи автомобилей. Ценовая вилка на седан с двигателем 1,5 литра колеблется от 269 до 309 тысяч рублей. Кстати, самый дешевый Logan с двигателем 1,4 мощностью 75 л.с. и спартанской начинкой обойдется вам как раз в 309 тысяч рублей. Так что выбор за вами.
Артем Барановский