Не бывает некрасивых автомобилей, – твердил я про себя, глядя на него. – Не бывает…” А в голову помимо воли все равно лезло гаршинское: "Жила-была на свете лягушка-квакушка”. Большие круглые глаза, пара оранжевых родинок-"поворотников”, расплывшаяся в улыбке мордашка. А сама кроха – меньше 3,5 метров длиной, наверное, в багажник вон того "Шевроле-Тахо” поместится. Ну вылитая лягушка-путешественница из сказки Гаршина: "…выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка”.
Нравится? Мне, признаться, нет. Пусть на таких коробчонках ездят европейцы с их миниатюрными парковками и тесными улочками. Это они там жалуют "Пежо-106”, "Рено-Твинго”, "Тойоту-Ярис”, "Форд-Ка”, "Сузуки-Вэгон-R+”... список можно продолжать довольно долго. У нас же даже машины на класс выше на дороге в грош не ставят.
Но! Во-первых, не бывает некрасивых автомобилей – это еще Ли Якокка, знаменитый американский менеджер, 30 лет назад не без удивления заметил. А во-вторых, "матизов” за полгода продано почти пять тысяч. Именно эти цифры заставили нас пристальнее приглядеться к неказистой на вид машинке. Что же там у нее особенное внутри спрятано, что так привлекает к ней русского покупателя?
Дитя четырех наций
Когда в 1988 году корейцы освоили сборку микролитражки "Сузуки-Альто”, они назвали ее "Дэу-Тико”. В 1998 году ей на смену пришел "Матиз”. Платформа по-прежнему оставалась японской, а вот миловидной внешностью и продуманным интерьером малютка обязана концепт-кару Джорджетто Джуджаро "Чинквеченто-Личчиолла” (на снимке), показанному в Женеве в 1994 году.
В итоге "Матиз” получил еще и вместительный салон и "вкусную” цену. Окрыленные успехом, в 2000-м году корейцы провели рестайлинг машины, а через год разрешили ее сборку в Узбекистане – на Асакинском автомобильном заводе.
Чем покорить любимую
Первое, что заставило меня изменить мнение о "Матизе” на 180 градусов – его салон.
"А это у вас что?” – вымолвил явно недовольный мужчина, только что кряхтя вылезший из салона вазовской "восьмерки”. – "Дэу-Матиз”, от $5890”, – заученно отбарабанил менеджер шоу-рума. – "Ирин, взгляни, – кричал он уже из салона узбекской машины своей спутнице, – всего на "штуку” дороже нашей, а мне здесь гораздо больше нравится”. Уже через минуту общения с "Матизом” у длинноногой девицы радостно горели очи. Хочу! Отлично, продано.
Салон и в самом деле – приятная неожиданность. Не богат, но явно весел. Простецкий черный и серый пластик? Но что вы, простите, ожидали меньше чем за семь тысяч у. е., – красного дерева? А как все добротно подогнано. На приборной панели – синие циферблаты со словно подведенными бирюзовой тушью окантовками. Аккуратный козырек, смешные круглые дефлекторы воздуховодов, миниатюрные, но удобные дверные ручки и легко открывающиеся дверцы. Удачные кнопочки и рычажки, приветливая обивка.
Меня также порадовало, что при росте 180 см я уселся на водительском месте с достойным комфортом. Обзорность – на твердую пятерку. Подушка немного коротковата, зато регулируется по высоте. Еще бы педали чуть пожестче, да руль в сечении побольше. Но, может, для дам оно и в самый раз? Ведь именно представительниц прекрасного пола чаще увидишь за рулем "Матиза”.
Создатели, конечно, слукавили, назвав этот кузов 5-местным. Но вот четверым взрослым среднего роста здесь явно понравится. Причем те, кто окажутся на заднем диване, не будут подпирать головой крышу, а коленями не сдавят спинки передних сидений. Кому доводилось сидеть сзади в той же "восьмерке”, поймут, о чем я. Жаль, подголовников "на галерке” не предусмотрено. Из всех радостей жизни там у пассажиров лишь допотопные ручки механических стеклоподъемников.
Впрочем, вряд ли в узбекской крохе будет ездить ватага привередливых спортсменов. Повторюсь, его хозяйка – современная мамаша, скорее всего с парой-тройкой чад. Каждого можно угомонить трехточечным ремнем, закрыть дверцы на "детский замок”, чтобы не открывались изнутри, и с музыкой в путь.
Вот только с какой музыкой? Так ли хорош автомобиль в движении? Не растрясет ли в дороге? Не спасует ли перед первым же мало-мальски серьезным подъемом?
Веселое жужжание, всеобщее дрожание
Вот стрекочет-то! Хотя для миниатюрного 3-цилиндрового мотора это простительно. К тому же при своих скромных 796 смз рабочего объема везет он на все полтора литра. Это вам не две утиные силы из сказки про лягушку-путешественницу. Помните? "Я прицеплюсь за прутик и нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала”. Как же удалось корейцам добиться таких результатов? Да очень просто.
Берется старый карбюраторный двигатель "Сузуки-Альто”, оснащается многоточечным впрыском, прямоточным пластиковым впускным коллектором, оптическим датчиком, определяющим точную регулировку опережения зажигания, датчиком... Впрочем, не стану загружать вас техническими подробностями. Что мы имеем в итоге? 52 л. с. на 725 кг веса. Думаете, мало? Литровая мощность – 64,9 л. с./л. А у 100-сильного "Фольксвагена-Гольф” всего 63,9. Я на прямой пробовал трогаться с третьей – откровенное издевательство, ненужное в обычной эксплуатации. И ведь ничего, натужно, но везет.
А вот вибрации у двигателя большие. Особенно заметно это, когда машинка весело тарахтит на холостых. При этом упражнении чуть вибрируют не только руль и рычаг КПП, но даже все сиденья. Добавляю оборотов, и лихорадку как рукой снимает. Может, обороты холостого хода стоит на заводе выставлять чуть повыше? И надо сказать, "Матиз” стрелке тахометра в районе 3–4 тысяч об/мин всегда рад. С удовольствием старается поддержать веселый ритм движения.
Хозяйственный проныра
Первые же километры показали – стартовать машина со светофора может так, что поначалу – километров до 60 в час – легко оставит позади самые бойцовские отечественные "десятки”. Ой, как они этого не любят! А поздно пить "Боржоми”, ребята! Мой лягушонок прыг-скок – и в дамки. В смысле – в узкую щель между грузовиками. И уже перед задирой маячат красные кольца отражателей задней оптики "Матиза”. В темноте – вылитый "Форд-Мондео”.
Однако как ни выкручивай моторчик, реально спорить на трассе "Дэу” может лишь с российской "классикой”. В самом лучшем случае 17 секунд до сотни – многовато по современным меркам. Зато "максималка” 144 км/ч и крейсерская комфортная скорость 110–120 км/ч – для городской машины более чем достаточно.
Подвеска, поначалу показавшаяся довольно жесткой, позволяет без проблем отмерять гладкие городские километры и даже не замечать мелких ямок – удивительно для автомобиля с такой короткой базой и маленькими (155/65 R13) колесиками. Не надо только с лету преодолевать трамвайные пути, и наверняка останетесь довольны.
Хрясь по тормозам! Опять приятная неожиданность: совсем взрослое обратное ускорение. Не ровен час, усатый дядька на козлящей "Ниве” затормозит, уже уперевшись в мой бампер.
Что еще нужно городской машинке, особенно если за рулем предполагается хрупкая дама? Конечно же, маневренность и легкость управления.
Впереди узкая улочка. Прижимаюсь до предела вправо, выворачиваю руль – 3,2 оборота от упора до упора. Лихо описав крутую дугу, малыш уже смотрит в другую сторону. Кто еще так сможет, когда от бордюра до бордюра чуть больше 9 метров? Кстати, у "Матиза” без гидравлики в рулевом управлении 4,4 оборота. Не желаете, чтобы ваша пассия наматывалась на тугой руль – не поскупитесь на машину с усилителем.
Пробую припарковаться вдоль тротуара, там где другой лишь по-хамски под углом засунет нос длинного седана – и это запросто. А теперь бы еще загрузить продуктов килограммов эдак... А "Матиз” как будто и этому рад. На взвод или на роту желаете? При сложенных задних сиденьях объем багажника 625 литров.
Словом, к городской жизни малыш оказался приспособлен как нельзя лучше. Вот жаль только, погода к вечеру испортилась. И тут выяснились некоторые пренеприятные моменты.
Противник водных процедур
"Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко... и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала…” – так Гаршин писал о своей лягушке. Реальный же "Матиз” оказался страшным противником водных и уж тем более грязе-солевых процедур. Оказалось, стеклоочистители работают из рук вон плохо – скребут по стеклу и оставляют за собой предательские полосы. Кроме того, машине еще и жизненно необходим задний "дворник” – его почему-то нет в базовом оснащении. Жалкие одноструйные форсунки стеклоомывателей поливают что угодно, только не нужные зоны очистки лобовика. Мимо пролетающие машины довольно быстро сделали еще и боковые стекла почти не прозрачными. Кому-то это может показаться мелочью, но все мое радужное настроение улетучилось.
Уподобившись обладателю "Жигулей” с большим стажем, форсунки я, конечно, отрегулировал, фирменные никчемные "дворники” заменил нормальными – с силиконовой лентой. А вот с боковыми стеклами, притягивающими грязь из-за плохо продуманной аэродинамики, уже ничего не поделаешь.
Не экономьте на опциях
"Матиз” в базовой комплектации STD – по сути, кузов с мотором и четырьмя колесами. Из всех радостей жизни здесь лишь дистанционно-открываемый бензобак, дополнительный стоп-сигнал, электрокорректор фар и фирменный радиоприемник. Зато и стоит такая машина $5890.
Гораздо выгоднее брать "Дэу” в более богатом оснащении. Скажем, комплектация DLX за $6760 – центральный замок, электропривод передних стеклоподъемников, замок, открывающий пятую дверь из салона, магнитола с "кассетником”, тонированная полоса на лобовом стекле, окрашенные в цвет кузова бамперы и электронные часы. Но главное – такой "Матиз” может похвастать гидроусилителем руля, задним стеклоочистителем и полноценной обивкой на дверях. Великие экономы с Востока и последний пункт этого списка записали в опцию. Те же, кто готов заплатить $7440 (DLX Luxe), получат автомобильчик еще и с дисками из легкого сплава и релингами на крыше. Кроме всего прочего, в любой комплектации за дополнительные $450 можно получить кондиционер.
Годен к строевой
Итак, посчитаем плюсы, поглядим на минусы. Случись мне выбирать маленькую городскую машинку жене, купил бы я "Матиз”?
Что ж, он легок в управлении, на удивление вместителен, симпатичен. Но все же эта малютка пока слишком еще у многих в России вызывает приступ хамства, желания показать, кто сильнее. У нее шумный мотор, но за резвый нрав, тяговитость и экономичность это можно простить. "Матиз” – далеко не лучший выбор, если вы хотите с женой, тещей и ребенком ездить на дачу, но имеет вполне достаточно козырей, чтобы понравиться домохозяйке. Главное же – всего шесть тысяч долларов за вполне современный, пусть и крохотный, но такой просторный автомобиль. Недаром же в Европе успели за четыре года продать миллион таких "лягушат”.
В России еще чуть больше года назад это корейское чудо продавалось по $10 500. Столь высокая цена стала настоящим приговором для одноклассника "Оки”. Теперь же ситуация в корне изменилась. За 6–8 тысяч долларов это достойный городской малыш. Именно о такой удобной машинке, уверен, мечтают многие дамы. Во всяком случае, моя жена, лишь раз прокатившись на нем, заболела "Матизом”.
ЗА Хорошее качество сборки, отменная маневренность, вместительный для этого класса салон, довольно тяговитый, несмотря на скромный рабочий объем мотор, очень привлекательная цена.
ПРОТИВ Низкий имидж марки, отсутствие тахометра, подголовников на заднем сиденье и регулировки рулевой колонки, недостаточно эффективная работа стеклоочистителей и омывателей, неудовлетворительная шумоизоляция колесных арок, вибрация двигателя при работе на холостых, бедность базовой комплектации.
Алексей Сергеев, фото Александр Садовников
Источник: Журнал "Лимузин"